top of page

Как живут художники в Казахстане?

  • Фото автора: Жибек Карасаева
    Жибек Карасаева
  • 13 февр. 2021 г.
  • 9 мин. чтения

В интервью Индира Бадамбаева рассказывает, как и сколько зарабатывает художник, о зарубежных покупателях и не только.


Многие родители воспринимают желание к рисованию у своих детей не больше, чем хобби. Родители и сами дети боятся за финансовое будущее ребенка. На кого поступили вы?


Как подушку безопасности я использовала поступление на дизайн интерьера, ведь так я знала, что голодной точно не останусь. Но в какой-то момент я поняла, что я настолько сильно хочу быть художником, что мне все равно, что будет дальше. Во втором курсе я перевелась на специальность станковой живописи и окончила университет как живописец.


Я думаю, что редко получается перехитрить самого себя. Не очень хорошо, когда людей ведут страхи. Я думаю, что детям нужно доверять. И неважно, что, если ребенок в лет 12 хочет дополнительно заниматься рисованием, а не английским или математикой, которая у него хромает. Если у него хромает математика в 12 лет, то он не будет математиком. Лучше развивать свои сильные стороны, чем все время подтягивать свои слабые. Тем более если этому ребенку 17 или 20 лет.


О жизни художника в Казахстане

В Казахстане художник может рассчитывать только на самого себя. Не нужно ждать, что, став членом союза художников кто-то тебе даст мастерскую или выделит тебе грант, потому что ты такой талантливый. Когда случился карантин сколько денег выделила германия для того, чтобы поддержать художников. Сейчас точно не помню, но какая-то потрясающая сумма и художники в Казахстане, которые не то, что не получили ничего, о них просто никто и ничего не говорит. Ходят шутки о том, что немцы знают, что происходит, когда художник остается без еды, отсылаясь на тот факт, то, что Гитлер хотел быть художником.


Сложность жизни художника в наших людях: потратить 500 долларов на шопинг в месяц — это нормально, а потратить 500 долларов за картину нет, хотя для картины эта небольшая сумма. Это не только с учетом материалов, которые были потрачены на нее, картину судят не по потраченным деньгам за материалы, а по тому, какую художественную ценность она представляет. Для того, чтобы написать классную картину иногда уходит очень много времени: месяц, два или даже три. Сумма, которая кажется человеку большой разделив ее на потраченное время для написания картины оказывается не такой большой. Эти моменты многие люди не осознают.


Мы изучали судьбу Ван Гога, Левитана, Саврасова, чьи судьбы как художников был очень тяжелыми. Но есть и другие примеры: художников счастливых, обеспеченных, признанных обществом.

Есть области в искусстве, которые стабильно приносят доход. К примеру тот же дизайн. Он очень интересен, но и выбрав классическую живопись не ошибешься. Прошло время Ван Гога, сейчас не надо проходить через такие сложности, чтобы состоятся как художнику. Не нужно этого так сильно бояться.



Расскажите о том, что с вами было после выпуска из университета


После окончания института и магистратуры я придумывала проекты и соглашалась принимать участие в проектах, которые были мне интересны. Что-то из этого я продолжаю делать до сих пор, к примеру я продолжаю преподавать живопись каким-то людям.


С начала 3 курса мои картины были интересны людям: у меня уже заказывали портреты и приобретали мои первые работы. Я начала работать с 20 лет. Все остальные специальности при выпуске ищут работу: они ищут место, куда придут и станут частью какой-то системы. Я была злостной прогульщицей в школе и очень много пропускала в университете. Мне так хотелось поскорее выпуститься и стать свободной, и я получила эту свободу.


Я при выпуске получила желанную свободу и это самое ценное, о чем я мечтала. Но меня уговорили поступить на магистратуру. Это было ошибкой. В моем случае это было очередным лишением свободы. Для меня было тяжело быть обязанной ходить куда-то четыре раза в неделю. Это была не практическая магистратура: я думала, что мы там будем много рисовать, а вместо этого были научные статьи и написание работ. Я не чувствовала себя художником в тот момент. По крайней мере не чувствовала, что вокруг меня творческая атмосфера, которую мне бы хотелось. Я дождалась пока не закончу магистратуру.

В 2016 году я стала выпускать открытки в меломане. Они вышли с общим тиражом в 9500 экземпляров и для Казахстана это очень большой тираж. Учитывая то, что не было никакой рекламы, никакой презентации, об этом не говорили нигде и никогда. Но несмотря на это как только появлялись эти открытки их тут же скупали.


Затем я рисовала книгу раскраску для взрослых «Страна цветов» и параллельно проводила выставки.


Презентация альбома для творчества «Страна цветов» 2018 г. Меломан


Также преподавала живопись разным людям: кто-то из них хотел стать художником, кто-то просто хотел понять может ли он вообще рисовать или нет. В 2017 году я и семь моих учениц провели выставку «Чего хочет женщина». На этой выставке мы показали около 80 картин.


Расскажите о вашей первой выставке


Моя первая персональная выставка прошла, когда мне было 20 лет. При финансовой поддержке моих родителей и с помощью моего педагога, который курировал меня при составлении каталога, при вопросах о том, как развесить эти работы. Я тогда выставила 45 работ и 28 из них были проданы в этот же день. Правда цены были небольшими, около 200-300 долларов. Мой педагог посчитал, что мне как ученице не стоит ставить другие цены. Хочу сказать, что даже если бы мне никто не помогал, то пусть и позже, пусть не так идеально, но я бы все равно провела эту выставку. Меня бы не остановило отсутствие поддержки со стороны учителей.



Фото с выставки «Чего хочет женщина» 2017 г. Центральный Государственный Музей РК


О важности меценатов


Искусство — это волшебство. Даже у маглов могут родиться настоящие волшебники. То есть у людей, которые совершенно не интересовались искусством может родится очень талантливый человек или очень талантливый зритель. А талантливые зрители искусству нужны ровно в такой же степени, как и талантливые художники. Иначе для кого и чего мы это делаем? Не только для себя. Настоящие меценаты и настоящие зрители встречаются так же редко, как и истинно талантливые художники.


Какие-то картины будут писаться просто потому, что художник будет знать, что где-то есть человек, который ему заплатит, который оценит то, что он делает. Это очень вдохновляет. Я думаю, что роль меценатов вообще невозможно переоценить.


О покупателях и постоянных клиентах


За время карантина, некоторые люди, которые никогда не покупали картины приобрели мои работы. Человеку были очень нужны эмоции: они не смогли куда-то поехать, они поняли, что им не нужно покупать так много одежды, потому что ему некуда эту одежду одеть, но им очень хотелось эмоций. Они поняли, что картины ровно источнику энергии, огромному вдохновению. Они почувствовали, что если они не могут сменить картинку за окном поехав куда-то, то им нужно прорубить себе это окно с помощью картин, потому что картины — это окна в другие миры.


Потребность в живописи у казахстанцев есть, просто им трудно решиться. Если в 90-х или 2000-х человеку было сложно поехать за границу, то сейчас многим людям сложно пойти и купить свою первую картину. А люди, которые купили ее обязательно возвращаются за второй.


Иностранные покупатели


Сейчас, чтобы картину купили за рубежом, нужно сделать справку о том, что работа не предоставляет собой художественную ценность (речь идет о картинах, которым не меньше 50 лет) и чтобы получить эту справку, без которой картину невозможно вывести уходит 10 рабочих дней. Это по-настоящему ужасно. Представьте, приезжает иностранец в Казахстан и в последний день своего приезда он видит картину, которую хотел бы купить. Для того, чтобы эту картину купить ему нужно сделать справку, которая делается 10 рабочих дней. Он не купит эту картину. Или если кто-то находится за рубежом и ему понравилась работа казахстанского художника, то мало кто готов ждать по 2-3 недели пока будет готова эта справка, а затем несколько дней пока она долетит до нужного места. Это очень тяжелый момент для казахстанских художников. Так было не всегда. Это сделали несколько лет назад, то, что справку начали делать в течении 10 дней. Мне кажется это абсолютным вредительством.


Работы казахстанского художника будут стоить меньше, чем работы художника, который, к примеру работает в Лондоне, хотя они одинакового уровня. То есть работа, которая продастся здесь за 300-400 долларов. Такая же работа лондонского художника будет стоить 1500 фунтов, потому что там все дороже. У нас намного дешевле транспорт, аренда, продукты, в прочем жизнь. Когда я смотрю работы заграничный художников то я вижу, что они стоят в 3-4 раза дороже, чем то, сколько стоит казахстанский художник. Это как раз-таки возвращает нас к теме о том, что как было бы здорово, если б время подготовки документов для вывоза картин за рубеж не занимало бы так много времени. Тогда у тех же самых европейцев было бы больше стимула покупать картины у казахстанских художников, так как мы очень здорово выигрываем в цене, даже несмотря на то, что отправка хорошей курьерской службой дорого стоит, потому что даже так выходит горазда дешевле. Нас вот очень сильно тормозят эти справки, чтобы выйти на международный уровень.


О деньгах


Я бы не стала писать большой портрет дешевле чем за 1500-2000 долларов. На мой взгляд портрет в 80-100 см длины не может стоить дешевле.


При этом у меня есть и работы, которые стоят 100 долларов. Почему мне это нравится? Потому что так поступал и Айвазовский тоже. Он был признанным художником и при жизни, но точно также как у модных домов есть более дешевые линии, то все также у Айвазовского были не дорогие картины, чтобы больше количество людей могло бы купить его работы. Так и у людей была возможность иметь Айвазовского дома и точно также у многих моих покупателей висят и мои картины. Но для этого нужно продавать не одну работу в месяц, которая стоит 100 долларов, а несколько десятков работ.


Цены моих картин варьируются со 100 долларов до нескольких тысяч. Нужно понять, что большие картины не продаются по картине в неделю, ведь у нас не так много таких покупателей.


У меня нету людей, которые купили бы только одну картину, они всегда возвращаются за следующей. Зачастую, когда люди покупают у меня дорогие картины очень долго на это решаются. Но когда проходит определенное время они понимают, что это лучшее сложение, что они не жалеют об это, что эти картины они передадут своим детям и так из поколения в поколение. У меня есть клиенты, которые уже купили 8 картин у меня.


Самая дорогая картина, которую я продала была чуть меньше 10 000 долларов. Сейчас она находится у коллекционера.



Мы слышали, что вы собираетесь провести выставку посвященной вопросу экологии. Расскажите об этом.


Вдохновляют не только прекрасные вещи. Вдохновляет и нечто тяжелое. Я думаю, что в моем случае источник вдохновения это что-то одновременно прекрасное и тревожащее. Сейчас я начала серию картин, которые посвящены жизни всей планеты и в том числе влиянию человека на экологию и на жизнь животных.


Картина «Спасите наши души» для предстоящей выставки


Картина, которую вы сейчас видите называется «Спасите наши души» и на ней животные задыхаются из-за того полиэтилена, который выбрасывает человек и который попадает в воду. Черепахи принимают полиэтилен на медуз и еду, проглатывают и в итоге задыхаются.


Я как художник не могу находиться в стороне от того, что вижу. Меня очень сильно беспокоит то, как много потребляет человечество и на сколько мало задумывается об утилизации. Нужно, чтобы у нас у всех во дворе стояли разделители мусора, чтобы человек несколько раз подумал, прежде чем купить какую-то вещь и ходил бы хотя-бы с авоськами и не брал бы пакеты. Это меня очень волнует и в такой же степени вдохновляет, одновременно ужасает, но и дает надежду на то, что человечество одумается, а точнее сознательная ее часть глобально изменит свои привычки.


Свою выставку я проведу предположительно в 2021 году и представлю около 40 картин.

Выставка, которую я планирую будет не только глубоко поднимать тему экологии, но и затрагивать вопрос о следовании за своей мечтой. Думаю, что это будет что-то очень масштабное по своему замыслу.



Плюс того, чтобы быть художником в Казахстане?


У нас потрясающая природа, которая вдохновляет. У нас очень красивые люди, у нас очень красиво одетые люди. Это все тоже очень вдохновляет художников. У нас вкусные фрукты и красивые цветы. Я хочу сказать, что в каком бы жанре в Казахстане художник не работал, то его в любом случае будут вдохновлять: если это пейзажи, то жизни не хватит, чтобы нарисовать все красивое в Казахстане. Везде в каждом регионе есть нечто очень красивое. Если работаешь в жанре натюрморт, то все виды цветов нам привозят, продаются красивейшие и вкуснейшие спелые фрукты. Везде можно найти что-то чудесное, прекрасное и замечательное и одновременно с этим тревожное, пугающее и ужасающее. Смотря кого, что вдохновляет. С этой точки зрения нам очень повезло.


Перфоманс «Зима близко» 2018 г. Меломан, Достык плаза.



Каким проектом вы больше всего гордитесь?

Я всегда мечтала делать открытки. Я любила покупать и дарить их. Я думала, что надо кому-то заплатить, чтобы кто-нибудь выпустил мои открытки или самой распечатать их в типографии. О том, как их потом продавать я не думала. В итоге случилось все наоборот: на меня вышел меломан. Они увидели мои картины и спросили меня, что я хотела бы для них проиллюстрировать. Я могла проиллюстрировать какие-то книги, которые они собирались выпускать или могла делать открытки, потому что они были настроены на то, чтобы у них продавались открытки. Могла бы быть любая другая продукция, но я зацепилась за открытки, потому что мне очень сильно захотелось это сделать.



Культура открыток со времен советского союза исчезла. В Англии, Германии, Америке и др. странах сохранилась культура дарить открытки по разным поводам и отправлять их по почте. Сейчас остались только денежные открытки, которые извратили весь смысл. Хотелось исправить положение.

Выпустив первую партию, которая оказалась очень удачной мы продолжили. Первый тираж был с детьми в национальном костюме, следующий тираж был с детьми, которые занимались йогой и разным спортом. Еще два тиража с детьми в национальном костюме.



Сколько вы на этом заработали?


К сожалению, по контракту я не могу озвучить сумму, но могу сказать, что прожить на заработанные деньги с продаж открыток совершенно невозможно. Это успех для меня, как для художника и успех самого проекта. Это просто нечто очень приятное.




Вы являетесь создателем раскраски для взрослых «Страна цветов». Что вас вдохновляло при создании раскраски?

Раскраска для взрослых была вдохновлена эпохой ар-деко. Для меня эта эпоха как символ чего-то изысканного, сложного и элитарного. Мне очень нравятся линии, которые были характерны для творчества художников, которые творили в эту эпоху. У меня на обложке тоже были использованы золотые линии, которые также любили в эпоху ар-деко. Я советую людям, которые купили «Страну цветов» раскрашивать ее золотыми ручками: это будет делать ее красивее и богаче.



Также я вдохновлялась растениями: брала альбомы с растениями Казахстана и делала зарисовки. Смотрела растения из джунглей. Мне хотелось сделать ее достаточно практической: чтобы можно было туда приклеить фотографии и вырезать, поставив фоторамку. Весь тираж раскуплен и нет ни одного экземпляра.



В чем изюминка вашей раскраски?


Я хотела создать такую раскраску, где, раскрасив одну из картинок ты бы хотел ее вырезать и повесить на стену, так как это было бы чем-то очень красивым. Если посмотреть раскраски многих художников в них можно заметить, что они образуют в конце скругленные формы. Мои линии вытянутые и это дает ей изящество. На мой взгляд это самая изящная и изысканная раскраска из всех созданных.

У раскраски успех заключается и в том, что, когда человек берет ее в руки она настолько красивая, что человек не думает «ой, это сделано в Казахстане».


Фото с презентации альбома для творчества «Страна Цветов» 2018 г. Меломан

Жибек




Comments


Форма подписки

Информация отправлена. Спасибо!

©2019 by Zhibonso news. Proudly created with Wix.com

bottom of page